Велосипедные дорожки Красноярску!

Активисты Красноярска организовали сбор подписей за создание в городе сети велодорожек. С заявлением о необходимости включения в генплан и комплексную транспортную схему разветвленной непрерывной сети удобных и безопасных велодорожек в краевом центре выступили сторонники использования велосипеда не только как спортивного снаряда или развлечения, но и как полноценного средства транспорта.

Обращение адресовано мэру города Эдхаму Акбулатову, депутатам Горсовета и разработчикам нового генерального плана города.

Как говорится в Обращении, «внедрение такой сети позволит защитить здоровье и безопасность значительного числа горожан, а также снизить нагрузку на окружающую среду. Развитая велосипедная инфраструктура — неотъемлемый признак любого цивилизованного города независимо от климата. Тем более не может обойтись без нее город, который скоро будет претендовать на звание студенческой спортивной столицы».

Как рассказывает Анастасия Заступенко, автор и инициатор Обращения, его идея родилась на Городском форуме, где обсуждался новый Генплан: «Все последнее время наше городское пространство только ухудшается: уплотненная застройка, вырубка зеленых насаждений, несоразмерное расширение дорог. И вот на Городском форуме в декабре 2013 года представитель Института «Стройпроект» процитировала Энрике Пеньялосу, экс-мэра Боготы, одного из самых дружелюбных к людям городов мира, и я подумала: «Если люди, занимающиеся нашей Комплексной транспортной схемой, знакомы с идеями этого выдающегося деятеля, может, у нашего города наконец появится шанс стать более пригодным для жизни!» Ведь, если вдуматься, устройство велосипедной инфраструктуры помогает решить множество вопросов — и экономики, и социального неравенства, и экологии, и безопасности, и качества среды.

Активисты запустили сбор подписей в социальных сетях, на инициативу также отозвались новостные агентства. Реакция красноярцев на инициативу была почти единогласная: большинство людей в комментариях к этой новости выступило за. Единственное разделение — кто-то верит, что это нужное дело получится хорошо реализовать, других же обуревает скептицизм — они опасаются, что коррупция, непрофессионализм или же просто наглые автомобилисты, паркующиеся прямо на дорожках, загубят это начинание.

Однако, среди одобрительного гула иногда звучат и голоса противников идеи. Их основные аргументы: «велосипедистов слишком мало, у нас слишком холодно, нет места, и вообще ездить на велосипеде по городу вредно». Однако активисты готовы ответить на эти возражения.

Во-первых, велосипедистов в Красноярске никто никогда не считал (хотя спортивные магазины фиксируют стабильный рост продаж велосипедов). Возможно, их не замечают как раз потому, что они не занимают слишком много места, их движение не сопровождается грохотом и дымом. Но по кое-каким косвенным признакам о велосипедизации Красноярска судить можно — достаточно прогуляться погожими летними деньками по острову Татышева, когда на по его дорожкам проезжают десятки тысяч горожан и на широких велодорожках образуются самые настоящие пробки! Все они, при создании благоприятных условий, вполне могли бы ездить по городу.

Во-вторых, до начала сбора подписей был проведен небольшой опрос, в котором поучаствовало более 450 человек велосипедистов Красноярска. Оказалось, что большинство (77%) тех, кто пользуется велосипедом, делают это от 6 до 11 месяцев года, а 14% — круглогодично. Только 9% опрошенных используют велосипед менее 6 месяцев в году.

Кроме того, можно посмотреть, как обстоят дела с велодвижением в других странах с холодным климатом, например, в Финляндии или Дании. Датский архитектор и урбанист Ян Гейл, усилиями которого его родной Копенгаген стал городом велосипедов и пешеходов: «Я знаю, что зимой у вас довольно суровая погода, но я также знаю, что хороших дней в году тоже предостаточно. Может быть, наберется 250 хороших дней для велосипедов и 100 плохих. Весь вопрос в том, на чем фокусироваться: на хороших днях или на плохих. Я лично предпочитаю первое». Консультант администрации по вопросам велоинфраструктуры финского города Оулу Пекка Тахкола: «Чтобы кататься зимой на велосипеде, никаких специальных приспособлений не требуется. Только велосипед и тёплая одежда. Некоторые люди обувают велосипед в зимние шины c шипами… Оулу отличается от других финских городов тем, что у нас есть огромная сеть дорог для пешеходов и велосипедистов. Зимой 22 % жителей ежедневно передвигаются на велосипеде, и это усреднённое значение: иногда это число возрастает до 40 %, летом — вообще до 80%. То есть, когда на улице теплеет, примерно половина всех автомобилистов города пересаживаются на велосипед».

Что же до потенциального ущемления автомобилистов, на самом деле большинство автомобилистов мечтают, чтобы велосипедисты ушли с проезжей части, т.к. ехать с ними вместе бывает просто страшно. Велодвижение развивается не зависимо от того, строят ли инфраструктуру или нет. Если ее строят, участников, желающих воспользоваться велосипедом больше, но если не строят, те, кто хочет ездить, все равно будут это делать — и будут это делать вместе с основным потоком, под дождем, при лобовом солнце, при всех плохих для автомобилиста условиях видимости.

Виктория Васильевна Калинина, начальник отдела транспортного планирования ЗАО Института «Стройпроект» (разработчика городской Комплексной транспортной схемы) так прокомментировала проблему «отсутствия места» для организации в городе велодорожек: «В данный момент анализируются и рассматриваются параметры проезжей части и тротуаров. На основании нормативных документов ширина полосы движения в некоторых случаях может быть уже. Это позволит некоторую часть использовать под велодорожки».

Самый серьезный аргумент, конечно — это вред здоровью от езды по городу на велосипеде, ведь красноярский воздух — один из самых грязных в стране.

Однако, если не считать увеличения объема вдыхаемого воздуха при физических нагрузках, точно также вредно в городе ходить пешком, ездить на общественном транспорте, автомобиле, да и просто находиться. Кроме того, несмотря на эту «вредность» определенное (и, надо отметить, немалое) количество людей уже ездит на велосипеде по городу, только кроме отравления сверхзагрязненным воздухом, они еще постоянно подвергаются опасности получить травму. При этом нужно помнить, что более половины загрязнения воздуха в городе приходится на автомобильные выхлопы, то есть если кто-то из тех, кто сейчас ездит на автомобиле, для каких-то поездок используют велосипед, это снизит совокупное загрязнение. Ну и прогресс не стоит на месте, например, для подъема в гору существуют велосипеды с электроприводом.

По словам Марии Быстровой, активистки велосипедного движения и одного из организаторов сбора подписей, реакция велосипедного сообщества оказалось тоже неоднозначной: «Многие идею поддержали, однако, некоторые выказали опасения, что с появлением велодорожек жизнь нынешних велосипедистов усложнится. Дело в том, что ребята, которые сейчас пользуются велосипедом как транспортом, уже делают это безо всякой инфраструктуры. Они знают ПДД, выработали отличную реакцию, могут поддерживать скорость в 30 км/ч в потоке, лавируя среди машин. И они опасаются, что когда появятся велодорожки, всех заставят ехать только по ним, а там будут и школьники и люди, которые не едут быстро, им это не нужно». Но идея велодвижения вовсе не в том, что кататься на велосипеде в городе могут только молодые и сильные, а всем прочим сесть на велосипед можно только в парке. Ведь велосипед — это не только спортивный снаряд или развлечение. Идея развития велосипедной инфраструктуры в том, что она нужна не только велосипедистам, а всем жителям города.

А суперподготовленных экстремальных велосипедистов не может не порадовать новость о том, что в готовящихся поправках  к ПДД говорится о таких случаях:

24.3. По правому краю проезжей части дороги можно двигаться в следующих случаях:
-отсутствие велосипедных дорожек или велосипедных полос движения;
-движение по велосипедным, велопешеходным дорожкам, или велосипедным полосам движения невозможно или опасно из-за наличия препятствий;
-поперечный габаритный размер велосипеда и прицепа к нему превышает 0,75 м;
-скорость велосипеда превышает 30 км/ч и может представлять опасность для других велосипедистов, находящихся на велодорожке или велосипедной полосе движения.

Инициаторы велосипедизации Красноярска уверены, что велосипед — это реальное средство решения очень многих городских проблем. В первую очередь, конечно, транспортной — причем в самых разных смыслах. Например, создание велоинфраструктуры повысит мобильность малообеспеченных слоев населения. Дети из неблагополучных семей не будут заперты в своих «гетто», смогут лучше социализироваться, что повысит их шансы в будущем. Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не будут ограничены в поиске решений высокой ценой проезда в общественном транспорте и смогут быстрее наладить свою жизнь.

Люди, сейчас, из-за отсутствия условий, вынужденные даже для кратких поездок использовать автомобиль, смогут спокойно проезжать несколько километров на велосипеде, тем самым разгрузив дороги для тех, кому они действительно необходимы в данный момент. Кроме того, велосипед имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с автомобилем, например, компактность — некоторые модели можно складывать и носить с собой.  Пользователь велосипеда включен в окружающее пространство — он слышит звуки вокруг, чувствует запахи. Практически в любой момент он может остановиться — перекинуться словом со встреченным знакомым или полюбоваться закатом. Конечно, эти возможности лучше использовать в благоприятной среде, нежели посреди индустриального мегаполиса, но ведь нужно же с чего-то начинать. А еще велосипед позволяет сэкономить время — совместить перемещение в пространстве с тренировкой, что немаловажно в наше занятое время. И это не считая просто фантастической экономичности.

Разумеется, велосипедная инфраструктура не станет панацеей от всех транспортных проблем: велодвижение должно совмещаться с мультимодальной транспортной системой, включающей городскую электричку (или метро), сеть автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов и доступное такси.

Кроме того, это отличный стимул для экономического развития города, причем, не той индустриальной экономики, которая создает невыносимые условия жизни, а той самой «зеленой», о которой 1 марта будут говорить даже на Красноярском экономическом форуме. Она может создать и множество новых рабочих мест (аргумент, который обычно поднимают на знамя защитники грязных производств) — новые пункты проката и ремонтные мастерские, новые экскурсионные маршруты, приложения для гаджетов, а возможно — и новые научно-технические стартапы — ведь в Красноярске работает несколько изобретателей-конструкторов мускульно-приводной техники.

В целом, развитие велосипедного движения — отличный способ сделать городскую среду более благоприятной: велосипед не загрязняет воздух токсичными веществами; не создает опасных отходов (аккумуляторы, отработанные масла и др.), требующих специальной утилизации; не создает шумового и вибрационного загрязнения; велосипедная инфраструктура лучше сочетается с пешеходной, адекватнее вписывается в городскую среду; велосипед гораздо безопаснее для пешеходов. В глобальном смысле велосипед не расходует невозобновляемые природные ресурсы.

Активисты планируют собирать подписи до конца января, так что если вы живете в Красноярске или ближайших к нему городах (Дивногорск, Железногорск, Зеленогорск, Сосновоборск) и согласны с необходимостью велодорожек, вы можете познакомиться с петицией и оставить под ней свою подпись, пройдя по ссылке.

Анастасия Заступенко

Источник: «Экодело»

Top